Говорят, что мы обращаемся к нашим корням, в самых крайних обстоятельствах. Только тогда, когда наступают тяжелые времена. Вы заметили, что мы переживаем времена великих возвращений к корням? Но где та самая точка отсчёта, когда мы начали вспоминать кто мы и откуда? Возможно это началось в лихие девяностые, когда улицам стали возвращать их исторические названия и Проспект Карла Марса вновь стал Охотным рядом, или когда детей стали называть старо-славянскими именами Дементий, Устин, Пелагея или Стефания. Или когда ЦУМ отреставрировали и вернули ему звание центрального универсального магазина, с новым брендовым содержанием. А потом родилось всеобщее желание познать своё генеалогическое древо и тайну фамилии. Кинематограф среагировал молниеносно, как ему и полагается, и стали появляться фильмы и сериалы начиная от "Романовы венценосная семья"и "Адмирал" до "Бедная Настя" и "Институт благородных девиц".
Что касается моды за обращение к корням у нас отвечали такие мэтры как Вячеслав Зайцев с его исконно русским мотивом в создании костюма. Многие несведущие люди говорили, что у нас нет никаких модных корней кроме кокошника и что возвращаться нам по сути некуда, только в красный сарафан. Это величайшая модная безграмотность!
Новость которой я сегодня хочу с вами поделиться напрямую связана с нашими великими корнями в индустрии моды.
Вчера состоялось открытие корнера Irfe в ЦУМе. Воспользовавшись Интернетом и прочитав многочисленные новости на модных порталах, вы узнаете, что Irfe появился в Париже в 1924 году, но связан с Россией: имя бренда состоит из инициалов основателей — Ирины Романовой и князя Феликса Юсупова. Более грамотные в истории моды люди знают, что дом в котором манекенщицами работали русские княгини и графини имел шумный успех, отличался изяществом кроя и изысканностью ручной работы, разорился всего через семь лет существования, потому что у графа Юсупова не было "коммерческой жилки". Но давайте выясним как вообще русский граф и его жена смогли открыть свой модный дом в Париже.
Феликс и Ирина Юсуповы
Начало.
Наше великое модное прошлое началось в эмиграции. В 19010 -1920 переживала бум на женский труд. после веков бесправия квалифицированный женский труд стал востребованным. Связанно это было с колоссальными потерями стран участниц Первой мировой войны. В России ситуация осложнялась Гражданской войной и террором большевиков. Спасая себя и свою жизнь около десяти миллионов россиян всех сословий покинули нашу страну. Особенно притягательной для эмиграции была Франция. Царская Россия была союзницей Франции в Первой мировой войне. Французике граждане работали в русских домах в качестве гувернанток, и между странами были радушные отношения. Вспомним, что французский язык был обязательным в аристократических русских семьях. все выпускники гимназий владели французским и их охотно принимали на работу во франции, как дешевую рабочую силу из России. В годы после окончания Первой Мировой войны модный бизнес Парижа начал расправлять крылья. американцы вновь потянулись за одеждой от-кутюр, французский франк обесценился и доллары имели очень высокий курс. Новые дома мод появлялись как грибы после дождя . все искали оригинального, свежего, экзотичного. Именно такой послевоенной экзотикой стали русские модные дома , которые внезапно открылись в Париже 1920-х годов. их хозяйками стали энергичные и одарённые дамы из первой волны эмиграции, часто знавшие секреты высокой моды так как сами являлись клиентками модных домов Парижа. Аристократки и представительницы древнейших родов России обладали навыками рукоделия и враждённым вкусом. Главными русскими модными домами в Париже стали "Китмир", основанный кузиной императора Николая II великой княгиней марией Павловной. Дом моды "Тао" был основан княжнами Трубецкой и Оболенской совместно с госпожой Анненковой. Дом моды "Поль Каре" владелицей которого являлась княжна Лобановой-Ростовской. Дом моды "Андриас" баронессы Кассандры Аккурти. И, конечно же, модный дом "Ирфе" - дом княжеской четы самых богатых людей России Ирины и Феликса Юсуповых.
Рассвет
Идея открытия собственного дома моды возникла у Юсупова по возращению из Соединенных Штатов, куда он ездил с супругой в 1924 году. Дело “Ирфе” было начато более чем скромно. Объединившись с группой русских друзей, Юсуповы сняли помещение на рю Облигадо - часть квартиры одной русской художницы, где были расскроены и сшиты первые модели. Начиная с 1925 года практически весь персонал дома состоял из русских эмигрантов. Однако никто из сотрудниц и сотрудников, как признавал сам князь Юсупов, не имел никакого представления об организации и работе модного предприятия. Дела шли успешно, что позволило Юсуповым открыть новый магазин в Париже близ Пляс де ла Мадлен, а затем были открыты еще три филиала – в Лондоне, Берлине и в Туке, известном курортном местечке в Нормандии. В 1926 г. дом ИРФЕ совместно с мастерской по вышивке Kitmir стал предлагать изящные вечерние платья. Модели демонстрировали туалеты из крепсатина, вышитые бисером, платья декорировались драпировкой и причудливыми многослойными валиками.
Журнал “Vogue ” в 1926 представляет платья “Летучая мышь” очень оригинального кроя и “Кувшинки”, напоминавшие по форме русскую рубаху.
Реклама дома "ИРФЕ" в Vogue 1926 год
Благодаря успеху “Ирфе” князь Юсупов стал получать различные заманчивые предложения в других сферах деятельности.Открыл магазин юуповского фарфора, принял участие в оформлении трех парижских ресторанов.
Дом моды ИРФЕ прославился не только вечерними туалетами. Восторженные отклики прессы также получала и практичная, спортивная одежда. Ввсё в том же 1926 г. ИРФЕ разработал собственную линию парфюмерии. По примеру Chanel Феликс и Ирина Юсуповы назвали свои духи IRFE и предложили всего три аромата – один для блондинок, другой для брюнеток и третий для рыжеволосых. Феликс и Ирина принимали участие в разработке духов, все варианты которых отличались ярко выраженным, пряным восточным запахом. Греческая принцесса Маргарет создала рекламный дизайн духов, которые продавались во флаконе четырехугольной формы с граненой черной крышечкой. Когда же было принято решение о закрытии дома моды ИРФЕ и его филиалов, легендарные духи еще некоторое время продолжали продаваться.
Эскизы спортивного костюма и платья ИРФЕ
Реклама парфюма IRFE в Vogue 1928 год.
Закат.
В 1927 году были изданы воспоминания князя Юсупова “Конец Распутина”. После чего была опубликована клеветническая статья. Хоть она была и заказная, но дела модного дома пошли далеко не блестяще. Сам Феликс был занят раутами, выставками и светской жизнью, а без серьезного ежедневного руководства подобные предприятия обречены на неудачу. Терпя потери в доме “Ирфе”, князь предпринял отчаянную попытку объединить русские дома “Ирфе” и “Итеб”. В 1929 году разразился финансовый кризис на Уолл-стрит, который принес новые убытки Юсуповым и отразился на состоятельных американских клиентах их дома моды. Дела пошли столь плохо, что парижские банки отказались выдавать кредиты князю Юсупову. Русский дом ИРФЕ просуществовал в Париже семь лет.
Становится понятно, что это великое наследие русской моды, хоть и существовавшей в Париже.
Возрождение.
Естественно узнав об возрождении "ИРФЕ" главным вопросом стало: "Кто?" И ответ на этот вопрос один! Только один без всяческих интерпретаций.
В 2006 году спустя 80 лет после закрытие модного дома 26-ти летняя Белорусская модель Ольга Сорокина вместе с одним знакомым парижским аристократов, вооружились пером, специальной бумагой и написали внучке и наследнице князя Ксении Шереметьевой - Сфири и неожиданно Ольга получила благословение на возрождение дома. Вскоре в Париже был открыт первый Show - room бренда Irfe. Открыв его в доме 4 по улице Фобур Сент-Оноре. Ольга привнесла в обновленный дом свое видение моды, свое понимание и собственный стиль, сохранив дух и творческий подход предков.
Ксения Шереметьева - Сфири
Сама же Ольга Сорокина родилась в Витебске. В возрасте 18 лет сбежала в Москву. За каких-то два года успела поработать на показах в Москве, Нью-Йорке, Милане. А осенью 2005-го стала самой востребованной моделью сезона и победительницей конкурса Fashion TV First Face Model Awards, проходившего во время Российской недели моды. Никакого фамильного родства между Ольгой и Юсуповыми нет.
Ольга Сорокина
Сейчас Irfe представлен в 85 магазинах в 23 странах мира. По случаю открытия корнера гостям вечера представится возможность увидеть исторические документы, фотографии, книги и журналы 1920-30-х годов в рамках выставки, проходящей в корнере IRFE с 16 марта по 18 апреля 2011 года.
Корнер Irfe в ЦУМе
ФОТОГРАФИИ, ВИДЕО С ОТКРЫТИЯ в ЦУМе И КОЛЛЕКЦИЯ IRFE S/S 2011, F/W 2011-2012:
Интерьер бутика Irfe в ЦУМе
Платье и сумочка Irfe
Витрина Irfe
Аксессуары Irfe
Ольга Сорокина (Irfe) и антон Севидов (Tesla boy)
Ольга Сорокина и Мирослава Дума с подругой
Ольга Сорокина и Надежда Оболенцева
Ольга Сорокина и Андрей Фомин
Collection Spring/Summer 2011 Irfe
Collection Fall/Winter 2011-2012 Irfe
При создании этого поста были использованы материалы книг А. Васильева "Красота в Изгнании" и "Этюды о моде и стиле", а так же материалы с сайта http://marina-dederer.livejournal.com.
1 комментарий:
Irfe на Facebook http://www.facebook.com/pages/IRFE/128852413702?sk=wall
Отправить комментарий