Имя данное Марку при рождении Маркус Яковлевич Роткович; Вот почему сейчас когда в Московском Гараже можно лицезреть его картины на каждом углу кричат о его русском происхождении.
Марк родился в 1903 в Двинске (Витебская губерния), а скончался в 1970 в Нью-Йорке.
Он приехал в Соединенные Штаты в 1913 и воспитывался в Портленде, штат Орегон. После обучения в Школе изящных искусств Йельского университета (1921-1923) он отправился в
Нью-Йорк (1925), чтобы начать карьеру художника. И у него это получилось. На первой персональной выставке в Нью-Йорке Ротко выставил 15 полотен, написанных маслом — в основном портреты, а также рисунки и акварели. На той выставке стало очевидным мастерство Ротко, который перерос влияние Авери: работа Ротко с цветовыми полями впечатлила критиков.
В 1936 году Ротко начал писать книгу, которая никогда не была закончена, о сходных принципах детского рисунка и работ современных ему художников.
По мнению Ротко, «тот факт, что художественная работа начинается с рисунка — уже академический подход. Мы начинаем с цвета» — писал художник, сравнивая влияние примитивных культур на модернистов с мимикрическими предпосылками детского творчества. Ротко считал, что модернист, как ребенок и человек примитивной культуры, повлиявшей на него, должен в идеальной и оптимальной работе, выразить внутреннее ощущение формы без вмешательства разума. Это физический и эмоциональный, не интеллектуальный опыт. Ротко стал использовать цветовые поля в своих акварелях и городских ландшафтах, именно тогда предмет и форма в его работах теряют смысловую нагрузку.
Ротко сознательно стремился имитировать детские рисунки. C 1929 года более 20 лет он обучал детей в Еврейском центре Бруклина. В 1938 году он обратился за получением американского гражданства и начал работать под творческим псевдонимом Марк Ротко только в 1940-м году, укоротив Маркуса Ротковича. К началу 1950-х годов он еще более упростил структуру своих картин, создав серию «мультиформы» — картин, состоящих из нескольких цветовых плоскостей. Сам художник формулировал свою задачу как «простое выражение сложной мысли».
Работы, уже тогда прославившие его, — это прямоугольные полотна большого размера с парящими в пространстве цветовыми плоскостями живописи «цветового поля». При этом он говорил: «Не следует считать мои картины абстрактными. У меня нет намерения создавать или акцентировать формальное соотношение цвета и места. Я отказываюсь от естественного изображения только для того, чтобы усилить выражение темы, заключенной в названии». Но большая часть его абстрактных полотен не имели названия.
В сущности Ротко является прородителем ПОП-Арта. Однако его последователи, такие, например как Энди Ворхол, критиковали его за излишнюю простоту. Несмотря на то, что В 1940-е годы живопись Ротко быстро эволюционировала от мечтательных полуабстрактных композиций на сюжеты из греческих трагедий к абсолютно беспредметным формам. К началу 1950-х годов он упростил структуру своих картин до двух, иногда трех зон яркого чистого цвета.
Надо сказать, что характер у знаменитого художника был не подарок. Как человек очень мнительный, он постоянно сомневался в своем таланте и не верил, что его творчество может называться искусством. В идеале он мечтал создать работы, которые смогли бы «заставить этих богатых ублюдков почувствовать, что они загнаны в ловушку с замурованными окнами и дверями». К сожалению, подобное мировоззрение загнало в ловушку самого Ротко. Он зациклился на мрачных цветах (смотреть на которые предполагалось при тусклом освещении) и переехал в студию без окон. Весной 1968 года, узнав о страшном диагнозе (аневризма аорты), художник оставляет семью и целиком посвящает себя живописи. И пишет картины огромных размеров: чтобы работать над несколькими холстами сразу, Ротко налаживает сложную систему тросов и блоков. 25 февраля 1970 года художник скончался, выпив смертельную дозу снотворного и вскрыв вены.
PS. Вчера в Гараже состоялось открытие выставки "В неведомый мир марка Ротко".
Комментариев нет:
Отправить комментарий